КСПГ Портовая. Газпром может начать поставки СПГ с завода на Балтике уже скоро



Основные строительно-монтажные работы на заводе завершены, начинаются - пуско-наладочные

КСПГ Портовая. Газпром может начать поставки СПГ с завода на Балтике уже скоро

Москва, 26 ноя - ИА Neftegaz.RU. Газпром может начать поставки СПГ со своего нового завода по сжижению газа КСПГ Портовая на побережье Балтийского моря в 60 км от г. Выборг в ближайшее время.

Мощность завода - 1,5 млн т/год СПГ.

Первоначально, ввод в эксплуатацию был запланирован на конец 2018 г, но затем был перенесен на 2019 г.

Произведенный СПГ будет использоваться:

    при необходимости, для поставки на плавучий регазификационный терминал сжиженного газа (FSRU) Маршал Василевский, предназначенный для обеспечения энергетической безопасности Калининградской области.
    для поставки потребителям, в качестве:

КСПГ Портовая строится с октября 2016 г, когда был заключен договор с НИПИ Петон.
В 2017 г. к проекту присоединилась Linde.
В компании несколько раз переносили сроки запуска, в конечном итоге планировали запустить проект до конца 2021 г.
Ранее замгендиректора по производству А. Стуков рассказал, что основные строительно-монтажные работы на заводе завершены, но пуско-наладочные работы на основном оборудовании только начинаются.
Запуск проекта снова был перенесен с 2021 на 2022 г.

Проект КСПГ Портовая предусматривает строительство среднетоннажного СПГ-завода в Выборгском районе Ленинградской области, на северо-восточном побережье Финского залива, между бухтами Портовая и Дальняя на мысе Конек.

Концепция проекта КСПГ Портовая
    Ресурсная база проекта:
    мощность завода - 1,5 млн т/год;
    назначение - прием сырьевого газа, подготовка газа к сжижению, производство, хранение и отгрузка СПГ на танкеры-газовозы с дальнейшей транспортировкой на приемный терминал СПГ в районе г. Калининград,
    проект ориентирован на рынки стран региона Балтийского и Северного морей, а также на бункеровку судов СПГ в Балтийском море,
    2 линии сжижения по технологии Linde Limum3 на смешанном хладагенте с применением спирально-витых теплообменников собственного производства (по данной технологии работают порядка 10 заводов в мире),
    наземный резервуар хранения СПГ емкостью 42 тыс. м3 и плавучее хранилище на морском терминале (FSU) вместимостью 138 тыс. м3, которое должно было быть пришвартовано на 20-летний срок у технологического причала комплекса для приема, хранения и отгрузки СПГ, произведенного береговыми мощностями,
    отгрузка СПГ на приходящие танкеры-газовозы будет осуществляться по схеме борт-в-борт.
    сооружена подходная дамба для организации транспортной связи причалов с берегом, водные подходы к терминалу, якорная стоянка судов, причалы для отгрузки СПГ,
    генподрядчик - НИПИ НГ Петон,
    стоимость - 127 млрд руб. на условиях EPC контракта (под ключ).
 Согласно данным сервиса по отслеживают судов Marinetraffic, 26 ноября, к Выборгскому заливу подошел танкер-газовоз Портовый.
Газовоз, принадлежащий Газпром флоту, пришел с рейда датского порта Фредериксхавн, где, вероятно, загрузил СПГ с используемого в настоящее время как танкер-газовоз FSRU Маршал Василевский.
После встречи с Портовым, Маршал Василевский зашел в бельгийский Зебрюгге и, затем, 26 ноября двинулся на Дальний Восток.
Портовый, как свидетельствует спутниковая информация, 26 ноября прошел мимо КСПГ Портовая и в 8 утра встал на якорную стоянку порта Высоцк.
Утром 27 ноября танкер подошел к КСПГ Портовая и с помощью буксиров Siver, Bison, Asteriy и Bulat был пришвартован к причалу комплекса.

FSU Портовый

Назначение FSU (floating storage unit) Портовый частично совпадает с FSRU Маршал Василевский - хранение и транспортировка СПГ.
Танкер-газовоз Портовый 2003 г. постройки (ранее Excel, а еще ранее Peace River) был приобретен Газпромом для использования в качестве FSU для КСПГ Портовая у бельгийской судоходной компании Exmar Shipmanagement NV.
В 2017 г. эксплуатирующей организацией судна был назначен Газпром флот.
Для интеграции танкера в технологическую схему КСПГ, использования как FSU, приема СПГ с комплекса с одновременной отгрузкой борт-в-борт и адаптации к суровым зимним условиям Финского залива судно прошло серьезное дооборудование:
    был усилен корпус,
    внедрены средства для борьбы с обледенением,
    модернизированы автоматизированные системы управления (АСУ),
    установлены современные системы технологического, коммерческого учета и качественного анализа газа,
    установлена система перемещения отпарного газа с обоих судов обратно на берег для использования.

В эксплуатации Газпром флота - с конца 2020 г., причем последовали почти годовые метания в качестве танкера - газовоза по Балтике и длительные стоянки в бухтах.
В декабре 2020 г. анонсированы планы перегона FSU во 2м квартале 2021 г. в бухту Дальняя для проведения пусконаладочных работ и комплексного опробования его работоспособности в составе КСПГ Портовая.
Но к месту своего базирования танкер прибыл только сейчас.
Это не первая задержка по проекту, но приход будущего плавучего хранилища намекает на то, что финиш близко и начало отгрузки СПГ можно ожидать в ближайшее время.
А объемы СПГ, полученные с Маршала Василевского у берегов Дании, необходимы для проверки системы перегрузки на танкеры-газовозы.

КСПГ Портовая станет 2м российским заводом по среднетоннажному СПГ в Балтийском море.
В Ленинградской области уже действует среднетоннажный проект Криогаз-Высоцк, основным акционером которого является НОВАТЭК мощностью 660 тыс. т/год.
У него кстати, также небольшой резервуар хранения СПГ - 42 тыс. м3, но проект изначально заточен на обслуживание газовозов вместимостью до 30 тыс. м3 и ориентацией на рынок бункеровки и малотоннажного СПГ.
КСПГ Портовая более чем в 2 раза мощнее и планы у Газпрома на него серьезные, в т.ч. по работе с крупнотоннажными конвенциональными танкерами.
Нужно только чтобы многократно откладывавшийся запуск комплекса наконец-то состоялся...
Ранее случилось заявление компании о том, что совет директоров одобрил работу по реализации проектов в области производства и поставок сжиженного природного газа.
Газпром также отмечал, что в 2020 г. Россия заняла 4е место в списке экспортеров СПГ с показателем около 40 млрд м3, а с учетом ввода новых проектов страна в долгосрочной перспективе усилит свои позиции на мировом рынке СПГ.

Распечатать