Развитие Дальнего Востока: главные задачи

Основная проблема в том, что на Дальнем Востоке сокращается популяция. Люди уезжают. При этом регион находится рядом с интенсивно развивающейся Юго-Восточной Азией. То есть местоположение удачное, а возможностей его реализовать крайне мало. Основные задачи, которые федеральный центр ставит перед регионом, – это создание рабочих мест, точек привязки, развитие социальной инфраструктуры, повышение покупательной способности и так далее. Понятно, что очень многое будет зависеть от экономической и эпидемиологической составляющих. Дальний Восток очень пострадал в результате закрытия границ. Здесь, в отличие от других […]

Ос­нов­ная про­бле­ма в том, что на Даль­нем Во­сто­ке со­кра­ща­ет­ся по­пу­ля­ция. Люди уез­жа­ют. При этом ре­ги­он на­хо­дит­ся ря­дом с ин­тен­сив­но раз­ви­ва­ю­щей­ся Юго-Во­сточ­ной Ази­ей. То есть ме­сто­по­ло­же­ние удач­ное, а воз­мож­но­стей его ре­а­ли­зо­вать крайне мало. Ос­нов­ные за­да­чи, ко­то­рые фе­де­раль­ный центр ста­вит пе­ред ре­ги­о­ном, – это со­зда­ние ра­бо­чих мест, то­чек при­вяз­ки, раз­ви­тие со­ци­аль­ной ин­фра­струк­ту­ры, по­вы­ше­ние по­ку­па­тель­ной спо­соб­но­сти и так да­лее.

По­нят­но, что очень мно­гое бу­дет за­ви­сеть от эко­но­ми­че­ской и эпи­де­мио­ло­ги­че­ской со­став­ля­ю­щих. Даль­ний Во­сток очень по­стра­дал в ре­зуль­та­те за­кры­тия гра­ниц. Здесь, в от­ли­чие от дру­гих ре­ги­о­нов, речь шла не про­сто о со­кра­ще­нии тур­по­то­ка, а об экс­порт­но-им­порт­ных от­но­ше­ни­ях. Это на­прав­ле­ние нуж­но как раз раз­ви­вать со стра­на­ми Юго-Во­сточ­ной Азии. То, что про­грам­му дол­го со­гла­со­вы­ва­ли, было свя­за­но с эпи­де­мио­ло­ги­че­ской со­став­ля­ю­щей. В Ки­тае си­ту­а­ция бо­лее-ме­нее ста­биль­ная, в от­ли­чие от Ев­ро­пы и США. Это се­рьез­ный сиг­нал для того, что­бы сфор­ми­ро­вать ка­кую-то еди­ную по­зи­цию.

Что ка­са­ет­ся за­дач, ко­то­рые пред­став­ле­ны в На­ци­о­наль­ной про­грам­ме раз­ви­тия Даль­не­го Во­сто­ка, то они до­ста­точ­но ам­би­ци­оз­ные, хотя со­зда­ние та­ко­го боль­шо­го ко­ли­че­ства ра­бо­чих мест для мно­го­мил­ли­он­но­го субъ­ек­та – это, ко­неч­но, важ­но. При этом нель­зя утра­тить име­ю­щи­е­ся ра­бо­чие ме­ста, по­то­му что про­ис­хо­дит со­кра­ще­ние про­из­вод­ства, что ска­зы­ва­ет­ся на за­ня­то­сти. Осо­бен­но это ка­са­ет­ся ма­ши­но­стро­е­ния, ме­тал­лур­гии, сы­рье­вой сфе­ры. Здесь мно­гое за­ви­сит от кад­ров и лю­дей. Важ­но со­хра­нить ба­ланс ра­бо­чих мест и на­рас­тить его чис­ло.

Вто­рой важ­ный для раз­ви­тия Даль­не­го Во­сто­ка мо­мент свя­зан с суб­си­ди­ро­ва­ни­ем пе­ре­во­зок. Это на­прав­ле­ние необ­хо­ди­мо под­дер­жать. Что­бы до­брать­ся до Даль­не­го Во­сто­ка или уехать от­ту­да, нуж­ны нема­лые сред­ства. Авиа­пе­ре­ле­ты очень до­ро­гие. Же­лез­но­до­рож­ное или мор­ское со­об­ще­ние – это очень за­трат­но по вре­ме­ни (неде­ля уй­дет).

Тре­тий важ­ный мо­мент – это в це­лом раз­ви­тие ин­фра­струк­ту­ры. Речь идет о транс­порт­ной ин­фра­струк­ту­ре, до­рож­ном и же­лез­но­до­рож­ном стро­и­тель­стве. Даль­ний Во­сток – это «по­ли­гон», ко­то­рый свя­зан с экс­пор­том в Ки­тай. То же ка­са­ет­ся и пор­то­вой ин­фра­струк­ту­ры.

Чет­вер­тое – со­зда­ние ка­че­ствен­ной го­род­ской сре­ды. Из­но­шен­ность объ­ек­тов ЖКХ там пре­вы­ша­ет 80%. Это не толь­ко жи­лые дома, но и ко­тель­ные, теп­ло­се­ти и во­до­про­вод. Есте­ствен­но, нема­ло­ва­жен во­прос ин­ве­сти­ций, их при­вле­че­ния. Без до­пол­ни­тель­ных льгот для биз­не­са, упро­ще­ния про­це­дур ре­ги­стра­ции ком­па­ний, со­кра­ще­ния ад­ми­ни­стра­тив­но­го дав­ле­ния сде­лать это бу­дет крайне слож­но. На про­хож­де­ние рас­та­мож­ки, к при­ме­ру, на Даль­нем Во­сто­ке тре­бу­ет­ся боль­шое ко­ли­че­ство вре­ме­ни, а это уве­ли­чи­ва­ет сро­ки про­хож­де­ния гру­зов. Это до­пол­ни­тель­ные из­держ­ки. Сни­же­ние ад­ми­ни­стра­тив­ных ба­рье­ров – очень важ­ный фак­тор для раз­ви­тия Даль­не­го Во­сто­ка.

Мно­гое бу­дет за­ви­сеть от ре­ги­о­наль­ных про­грамм раз­ви­тия, ко­то­рые бу­дут при­ни­мать­ся. Вне­бюд­жет­ные ис­точ­ни­ки со­став­ля­ют зна­чи­тель­ную долю в но­вой про­грам­ме, и без се­рьез­ных про­из­вод­ствен­ных про­ек­тов, без уча­стия сы­рье­вых ком­па­ний ре­а­ли­зо­вать эти пла­ны бу­дет крайне слож­но. По­ми­мо бюд­жет­ных ин­ве­сти­ций, важ­но со­фи­нан­си­ро­ва­ние из са­мих ре­ги­о­нов. А пан­де­мия ко­ро­на­ви­ру­са и лик­ви­да­ция ее по­след­ствий силь­но сдер­жи­ва­ют ре­ги­о­наль­ную эко­но­ми­ку. С этой точ­ки зре­ния очень важ­но по­ни­мать, что про­ис­хо­дит в са­мих ре­ги­о­наль­ных бюд­же­тах. Если они бу­дут пра­виль­но спла­ни­ро­ва­ны и ре­а­ли­зо­ва­ны, если фе­де­раль­ный центр свое­вре­мен­но под­ста­вит фи­нан­со­вое пле­чо, что он сей­час и пы­та­ет­ся де­лать, то ре­а­ли­за­ция про­грам­мы вполне ве­ро­ят­на.

Опять же, мно­гое бу­дет за­ви­сеть от эпи­де­мии. Если си­ту­а­ция улуч­шит­ся, со­от­вет­ствен­но, ста­би­ли­зи­ру­ет­ся спрос, – это одно. Если она бу­дет раз­ви­вать­ся в об­рат­ном на­прав­ле­нии, то бу­дут про­бле­мы. Мно­гое бу­дет за­ви­сеть от по­треб­ле­ния. Смысл за­пус­кать про­ек­ты на мил­ли­ар­ды дол­ла­ров, если нет спро­са или если он бу­дет мед­лен­но вос­ста­нав­ли­вать­ся?


Распечатать