Для чего нужна трансформация экономической дипломатии Узбекистана?


На протяжении последних трех лет в Узбекистане наблюдается кардинальная трансформация внешнеэкономической сферы.  В своем Послании Олий Мажлису Президент обозначил новые ориентиры развития внешней экономики страны. Но давайте рассмотрим, как происходила модернизация отрасли  за прошедший период.

На расширенном заседании Кабинета Министров 14 января 2017 года глава государства дал весьма критическую оценку сос­тоянию дел во внешнеэкономической сфере и сделал  акцент на необходимости ее  коренной трансформации, особенно в области привлечения иностранных инвестиций и развития внешней торговли. В Пос­лании Олий Мажлису в декабре 2017-го Президент обратил внимание на необходимость  использования всех имеющихся возможностей для повышения инвестиционной привлекательности нашей страны и  укрепления экономики. В обращении к парламенту в 2018-м лидер республики отметил: "…мы будем последовательно продолжать активную инвестиционную политику, являющуюся важным условием развития  нашей экономики".

Почему эти вопросы приоритетны и чем обусловлена необходимость трансформации внешнеэкономической деятельности  Узбекистана? Чтобы найти ответ, следует обратиться к цифрам.  По данным ВТО за 2015 год, доля Узбекистана в мировом экспорте товаров составила всего лишь 0,08 процента, а в мировом экспорте услуг - 0,05 процента.  По итогам 2015-го Узбекистан в рейтинге мировой торговли товарами занял 75-е место. Такое  положение вызвало серьезную обеспокоенность состоянием дел в сфере внешней экономики.  Но чтобы войти в число развитых государств мира, нашей республике необходимо увеличить показатели экономики в 40-50 раз. Дос­тичь такой цифры возможно лишь путем коренной модернизации структуры экспорта с увеличением доли экспорта услуг и особенно доли интеллектуальной собственности в нем. Это показывает опыт развитых стран. Для преодоления негативного состояния во внешнеэкономической сфере Президентом предпринимаются конкретные шаги.  Во-первых, в принятой Стратегии действий важное внимание уделено дальнейшему развитию международного торгово-экономического сотрудничества, в том числе путем расширения связей с ведущими международными и  зарубежными финансовыми  институтами, либерализации  экспортной деятельности, диверсификации структуры и географии экспорта, расширения и мобилизации экспортного потенциала отраслей экономики. Поставлены и более амбициозные задачи по привлечению иностранных инвестиций. Стратегия также  заложила фундамент трансформации экономической дипломатии и ее правового обеспечения. Во-вторых, Президент системно и периодически проводит селекторные совещания с участием руководителей всех ответственных ведомств, где подчеркивает  необходимость коренной модернизации структуры экспорта с увеличением доли экспорта услуг и особенно доли интеллектуальной собственности, рассматривает вопросы привлечения инвестиций. Также глава государства  регулярно посещает регионы страны, где на местах лично следит за ходом реализации крупных  инвестиционных проектов.

В январе 2018-го Президент провел специальное совещание, посвященное деятельности  Министерства иностранных дел и посольств нашей страны за  рубежом. На нем лидер страны особо подчеркнул, что экспорт, экспорт и еще раз экспорт, привлечение иностранных инвестиций, передовых технологий и знаний, а также расширение  туристического потока в Узбеки­стан должны стать приоритетными направлениями в деятельности дипломатических учреждений.

Также результаты работы по организации кардинальной трансформации экономической дипломатии и ее правового обеспечения показывают, что за последние три года в нашей стране принято несколько десятков Указов и постановлений Президента, законодательных актов и постановлений правительства о трансформации внешнеэкономической деятельности, экспорте, инвестициях. И уже по итогам 2017 года объем освоенных иностранных вложений в экономику Узбекистана вырос в 1,4 раза и превысил 2,4 млрд долларов. При этом доля иностранного капитала в общем объеме инвестиций выросла до 20,4 процента против 15,3 процента годом ранее. А в Год активных инвестиций и социального развития, как отметил Президент в своем  Послании Олий Мажлису 24 января, Узбекистан достиг весомых результатов в области привлечения прямых иностранных инвестиций, которые составили 4,2 млрд долларов, что на  3,1 млрд больше по сравнению с 2018-м. В связи с этим важно отметить, что в 2019 году диппредставительствами Узбекистана проведено более 1200 бизнес-форумов, трех тысяч визитов представителей зарубежных деловых кругов и иностранных инвесторов в Узбеки­стан. В ходе поездок главы нашего государства в регионы посольствами проработано 256 инвестиционных проектов на общую сумму 5,25 миллиарда долларов в области сельского хозяйства, промышленности, коммунальных услуг, строительства, медицины, фармацевтики, образования, культуры.

Как мы видим, глава государства последовательно, шаг за шагом ставит конкретные серьезные задачи по трансформации внешнеэкономической сферы. В их реализации необходимо применение самых мощных и эффективных инструментов. Какими они должны быть? 5 апреля 2018 года Президент подписал Указ  "О мерах по коренному совершенствованию системы Министерства иностранных дел Республики Узбекистан и усилению его ответственности за реализацию приоритетных направлений внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности", в котором подчеркнуто, что реформирование системы МИД республики должно осуществляться с акцентом на продвижение "экономической дипломатии". Документ направлен на создание мощного инструмента реализации приоритетных направлений внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности - экономической дипломатии. Нужно подчеркнуть, что впервые этому направлению дан такой важный официальный государственный и правовой статус. Оперирование термином "экономическая дипломатия" на столь высоком уровне говорит о том, что Узбекистан готов продвигать свои экономические инте­ресы на международной арене. Следует отметить и то, что ни в СНГ, ни даже во многих западных странах нет такого правового документа, который придавал бы столь важное государственное значение экономической дипломатии.

Главной целью экономической дипломатии Узбекистана сегодня является укрепление экономического суверенитета государства,  отстаивание национальных экономических интересов, обеспечение экономической безопасности и стабильности страны в регионе, формирование благоприятных условий для устойчивого развития экономики, ее технологической модернизации, перевода на инновационный путь развития, повышения уровня жизни населения. Основными задачами экономической дипломатии являются развитие экспорта, привлечение иностранных инвестиций, передовых технологий и знаний, а также увеличение туристического потока в Узбекистан. Все это будет способствовать продвижению развития и завоевания авторитетных позиций в современной системе  мировой экономики, отвечающих интересам нашей страны.

Внешняя экономическая политика Узбекистана сейчас направлена на обеспечение поступательного развития страны, ее конкурентоспособности на современном мировом рынке. Так, в Послании Олий Мажлису Президент выделил следующие приоритетные направления на 2020-й и последующие годы. В частности,  будет последовательно продолжаться ведение активной инвестиционной политики, и в нынешнем году должны быть освоены инвестиции в размере 23 млрд долларов с введением в строй 206 крупных производственных объектов. Будет вестись поиск новых международных рынков и увеличение экспорта. И самое главное - Кабинету Министров поручено разработать концепцию регулирования внешнеэкономической деятельности. Реализация таких задач позволит Узбекистану еще глубже продвинуться в вопросе интеграции в мировую экономическую систему.

В рамках дальнейшей эффективной и практической реализации поставленных задач будет целесообразным разработать современную стратегию развития экономической дипломатии. Внедрение такой концепции позволило бы заложить мощный фундамент формирования ее правового обеспечения, тем более если учесть то, что Узбекистан прорабатывает вопрос вступления в ряд стран - членов ВТО. Важно не упускать из виду вопрос подготовки соответствующих специалистов для отрасли. Для этого в Университете мировой экономики и дипломатии и других экономических вузах страны необходимо создать соответ­ствующие направления по подготовке высококвалифицированных кадров (бакалавров и магистров) по специальностям "Экономическая дипломатия". Для проведения дальнейших фундаментальных и прикладных исследований в этой области была бы полезной организация в УМЭД профильной кафедры "Экономическая дипломатия" с расширением круга преподаваемых дисциплин по этому направлению.

Таким образом, реализация задач, обозначенных в Послании Президента Олий Мажлису в области трансформации экономической дипломатии и ее правовых механизмов, будет способствовать тому, что она сможет реально стать действенным инструментом на пути устойчивого развития национальной экономики. Это также позволит создать в нашей стране мощную и развитую школу экономической дипломатии, что положительно скажется на имидже Узбекистана на мировой арене. Экономическая дипломатия Узбекистана должна создать у мирового рынка глобальный "аппетит" на товары, услуги, идеи и рынок инвестиций нашей страны. Экономическая дипломатия Узбеки­стана образца XXI столетия - это открытая дипломатия, ориентирующаяся на опережающие действия и лидерство в постановке актуальных вопросов мирового экономического развития.

Ибрагим Мавланов.
Доктор экономических наук, профессор Университета мировой экономики и дипломатии




Распечатать