Рынок IPO 2019 года. Меньше компаний, больше денег

Несмотря на рост индекса S&P 500 на 28,9% в 2019 году, количество первичных публичных размещений на американских биржах упало на 14,2% по сравнению с 2018 годом.

Первый квартал года практически не оставил возможности выхода на рынок новым компаниям из-за приостановка работы правительства США (с 22 декабря 2018 года по 25 января 2019 года) и Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC). Активность IPO восстановилась во втором квартале и снизилась в третьем квартале. Количество IPO в четвертом квартале осталось на прежнем уровне. В целом в 2019 году 235 компаний провели IPO.

С 2018 года 515 компаний вышли на фондовый рынок, что представляет собой лучшую двухлетнюю серию с 2014–2015 годов. В четвертом квартале 2019 года было проведено 54 IPO, что соответствует объему третьего квартала, но меньше по сравнению с четвертым кварталом 2018 года на 6,9%. Валовая выручка в четвертом квартале составила $9,3 млрд, сократившись на 38% по сравнению с тем же периодом 2018 года. Годовая валовая выручка от IPO составила $65,4 млрд, что на 3% больше по сравнению с $63,5 млрд в 2018 году. Общий объем публичных размещений в 2019 году увеличился, но за счет более мелких предложений.

Средний размер IPO, проведенных в прошлом году, составил $279 млн, что является самым высоким показателем с 2014 года. Даже без учета IPO Uber средний размер первичного публичного размещения акций составил $246 млн, что по-прежнему является пятилетним максимумом. За год 11,1% всех IPO имели валовую выручку свыше $500 млн, что почти соответствует показателю 2018 года (тогда такой результат показали 11,4% размещений).

Секторы здравоохранения и технологий по-прежнему оставались ведущими отраслями для IPO, на которые приходилось примерно 72% всех размещений в 2019 году и 56% IPO с 2014 года. Здравоохранение остается наиболее активным сектором, на его долю приходится 38% IPO.

Технология продолжает оставаться второй наиболее активной отраслью IPO, на которую приходится 34% всех первичных публичных размещений. Технологические компании привлекли более $30 млрд, что почти вдвое больше, чем за тот же период 2018 года. Однако в этом секторе отмечено наибольшее количество разочаровавших IPO.

После вступления в силу «Закона о стартапах бизнеса» (JOBS) от 2012 года, который создал категорию развивающихся компаний (EGC), таковыми были признаны большинство компаний, которые стали публичными с тех пор. И большинство из этих EGC использовали для выхода на рынок многие положения Закона, которые включают в себя конфиденциальную регистрацию, сокращение раскрытия информации о вознаграждении руководящих работников и включение проверенных финансовых отчетов только за последние три года. EGC продолжали доминировать на рынке IPO в 2019 году, на их долю пришлось 90%.

Финансовые проблемы Uber и Lyft привели к тому, что инвесторы с настороженностью относятся к новым компаниям на фондовом рынке, которые еще не получили прибыль. Инвесторы требуют показать им рост доходов и пути к прибыльности, а также солидную команду лидеров.

В этом плане срыв запланированного IPO WeWork (The We Company), занимающейся предоставлением офисных площадей для совместного использования, стал закономерным результатом настроения инвесторов. В первой половине 2019 года компания сообщила о убытках в размере $1,37 млрд. Вскоре после этого генеральный директор ушел в отставку.

Финансовый сектор занимал 3-е место по количеству IPO (81) и опередил все остальные секторы по объему привлеченных средств. Только за последний квартал года 21 компания сектора привлекла более $3,7 млрд. Из них $2,25 млрд пришлось на IPO бразильской брокерской компании XP, чье первичное публичное размещение акций стало четвертым по величине IPO в 2019 году после Uber, Avantor и Lyft.

Активность в области IPO компаний с иностранной юрисдикцией в целом снизилась в 2019 году как по количеству, так и по объемам. Компании, базирующиеся в Китае, Израиле, Великобритании и Канаде, составляли в последние годы большинство международных IPO на биржах США, но ситуация изменилась.

Капитал, привлеченный трансграничными IPO, как доля от общего капитала, привлеченного на фондовых биржах США, в прошлом году упал до 14% с 33% в 2018 году.

Наибольшим снижением активности по первичному публичному размещению акций отмечены китайские и гонконгские компании.

Согласно данным FactSet, 46 китайских компаний провели IPO в США в 2018 году; в 2019 году это число сократилось на 33% до 31. Предложения были намного меньше по размеру. В результате 31 IPO в 2019 году было получено всего $3,8 млрд, что на 61% меньше по сравнению с $9,8 млрд, привлеченными в 2018 году. Недавнее смягчение правил гонконгской биржи побуждает все больше компаний проводить IPO там.

Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) также провела большую работу по разработке новых и пересмотру старых правил, направленных на стимулирование публичных предложений. Комиссия утвердила новое правило, которое позволяет всем компаниям в частном порядке выявлять потенциальных инвесторов перед подачей заявки на листинг на фондовой бирже. Эти шаги были проведены на фоне опасений, что за последние два десятилетия список публичных компаний в США снизился на 50%.

Немногие компании используют прямой листинг вместо традиционного IPO. Только две применили этот метод за последние два года: в 2018 году Spotify и Slack в 2019 году. Прямые листинги представляют альтернативу традиционным IPO для компаний, которые хотят стать публичными, имеют разноплановую базу акционеров, и при этом не нуждаются в немедленном новом финансировании. Поскольку существующие акционеры продают акции на бирже по ценам, обусловленным рыночным спросом, иметь андеррайтеров нет необходимости, что значительно сокращает расходы компании. Но в этом подходе есть и свои минусы. Акции Slack после размещения в июне 2019 года торгуются на 8,3% ниже цены предложения. Ожидается, что в 2020 году две компании пойдут по пути прямого листинга: Airbnb и GitLab.

Финансовые спонсоры в лице частных инвесторов и венчурных фондов в 2019 году были у 99 компаний из 235, проводивших IPO (42,1%). Это была самая низкая доля общего объема IPO с 2008 года. В четвертом квартале только 35,2% IPO были обеспечены финансовыми спонсорами. Компании, имевшие спонсоров, привлекли 60,1% от общей валовой выручки в 2019 году. Это была самая высокая доля с 2014 года. Объем IPO, обеспеченных частным капиталом, снизился на 38,7% с 31 компании в 2018 году до 19 в прошлом. Общий валовой доход в 2019 году вырос на 1,6% по сравнению с 2018 годом, при этом средний размер предложения вырос с $329 млн в 2018 году до $546 млн в 2019-м, что является самым высоким средним размером с 2014 года. Этот рост произошел из-за четырех IPO, обеспеченных частным капиталом: Avantor, XP, SmileDirectClub и Tradeweb.

На 2020 год 67 компаний уже опубликовали предварительные заявки на регистрацию.


Распечатать