Эксперты: вложение средств ФНБ в российские проекты поддержит экономику, но не разгонит ее


Эксперты рассказали порталу "Будущее России. Национальные проекты" о перспективах роста в российской экономике и целесообразности вложения средств ФНБ

Инвестирование средств Фонда национального благосостояния (ФНБ), куда сейчас направляются дополнительные доходы государства от продажи нефти, может начаться уже в 2020 году. Однако дискуссия о том, куда направлять эти средства, пока продолжается. Эксперты, опрошенные порталом "Будущее России. Национальные проекты", оператором которого является информационное агентство ТАСС, выступают за инвестиции в российские проекты с привлечением частного российского и иностранного капитала. При этом они подчеркивают, что простое вложение средств не даст ощутимого эффекта для роста ВВП и увеличения доли частных инвестиций в экономике.

Власти смогут начать инвестировать накопленные в ФНБ средства после того, как ликвидная часть фонда преодолеет планку 7% ВВП. Эксперты ожидают, что инвестирование начнется во втором полугодии 2020 — начале 2021 года. Минфин предполагает, что тратиться будет не вся ликвидная часть, а лишь 15-20%, или около 400 млрд рублей в год.

Накопленные нефтегазовые доходы могут быть направлены как в зарубежные проекты (это позволит избежать давления на курс рубля и инфляцию), так и в российские, которые генерируют дополнительный инвестиционный спрос частного бизнеса. Однако премьер-министр РФ Дмитрий Медведев 8 октября заявил, что "эти деньги нужно будет использовать с максимальной отдачей и подготовить решения, чтобы эти деньги внесли свой вклад в развитие экономики". Медведев поручил учесть данное обстоятельство при подготовке плана дополнительных мер по ускорению экономического роста. В ЦБ в свою очередь предупреждали о рисках повышения зависимости экономики РФ от нефтяных цен из-за инвестирования средств ФНБ.

Во что вкладывать

Эксперты сходятся во мнении, что объявленная сумма в 400 млрд рублей в год даже при неэффективном использовании неспособна оказать существенного давления на инфляцию, так как это менее половины процента ВВП. При этом для достижения поставленных перед правительством целей по увеличению доли частных инвестиций в экономике и ускорению роста ВВП необходимо выбрать правильные направления.

"Трата денег на очередную переукладку асфальта или бордюров никакого экономического эффекта не даст. Если же разработать программу ГЧП (государственно-частного партнерства) по созданию новых рабочих мест в реальном секторе, то это привлечет дополнительные частные инвестиции, а также создаст основу для расширения рынка труда", — говорит ведущий аналитик "Открытия Брокер" Андрей Кочетков.

По его мнению, серьезных макроэкономических последствий от вложения средств ФНБ ожидать не стоит, однако это может вызвать взрывной рост в отдельных областях. "В России еще много направлений для замещения импорта, или развития экспортного потенциала. В частности, есть пространство для развития сельскохозяйственного производства, разработки и производства полупроводниковой продукции, авиатехники и связи, легкой промышленности, а также энергетики", — отмечает Кочетков.

При этом, указывает он, правительству необходимо создать благоприятные условия для инвестиций и снизить налоговую нагрузку для проектов, реализуемых по принципу государственно-частного партнерства, чтобы заинтересовать как отечественный, так и зарубежный бизнес.

"Иными словами, Россия должна предложить более выгодные условия создания новых производств, чем в большинстве других стран. Соответственно, подобный план с низкими налогами и частичным финансированием может стать предложением, от которого не смогут отказаться", — говорит эксперт.

Главный аналитик "БКС Премьер" Антон Покатович считает, что было бы эффективнее направить средства фонда, например, на покупку импортного оборудования. "По нашему мнению, негативные эффекты, которыми может сопровождаться возвращение средств из ФНБ в экономику, в том числе рост проинфляционных рисков, могут быть сглажены грамотным использованием данных резервов. Эффективными в этом плане подходами могут, к примеру, стать направление инвестиций из средств ФНБ на приобретение импортных машин и оборудования, а также привлечение иностранных компаний к участию в реализации крупных инфраструктурных проектов", — говорит он.

А вот если средства ФНБ станут суммироваться с бюджетными и вкладываться в "мегастройки", то экономический эффект станет отложенным и оценить его будет сложно.

"Однако если использовать средств ФНБ, например, на стимулирование кредитования импортеров российской несырьевой продукции, то, возможно, удастся как усилить экспортную компоненту роста ВВП, так и избежать излишнего инфляционного давления", — уверен Покатович.

Что дадут инвестиции

Одной из основных целей национальных проектов является вхождение России в пятерку крупнейших экономик мира: для этого темпы роста ВВП страны должны быть выше среднемировых (то есть около 3%). При этом, по данным Минэкономразвития, за январь — август 2019 года экономика выросла лишь на 1,1% в годовом выражении. По прогнозу министерства, в целом в 2019 году ВВП вырастет на 1,3%, в 2020 году — на 1,7%. Желаемых показателей, как ожидают в Минэкономразвития, удастся достичь в 2021-2022 годах — 3,1% и 3,2% соответственно. Однако слабый потребительский спрос и инвестиционная активность пока не создают предпосылок для заметного ускорения темпов экономического роста.

"Эффект от нацпроектов и, более того, стадия их текущей реализации остаются весьма трудными для объективных оценок. Потребительский спрос и инвестиционная активность остаются подавленными. Другими словами, "перезапуск" роста экономики РФ пока не состоялся. В этих условиях идея увеличить воздействие импульса со стороны госинвестиций на экономический рост за счет использования средств ФНБ выглядит целесообразно", — считает Покатович из "БКС Премьер".

Он напомнил, что за последние годы был создан базис для макроэкономической стабильности посредством жесткой бюджетной и фискальной политики. "Так что далее логично увидеть реализацию нацпроектов и активизацию роста бюджетных расходов. Импульс со стороны госрасходов способен оживить экономику РФ, сформировав темпы ее роста в 2020 году около 1,3-2% в годовом выражении", — отмечает эксперт.

Менее оптимистична в своих прогнозах главный экономист по России и СНГ ИК "Ренессанс капитал" Софья Донец, по мнению которой вклад от инвестирования средств ФНБ в экономической рост будет несущественным — около 0,2 процентного пункта (п.п.). "Эти средства "не спасут отца русской демократии" и не могут вывести Россию на какую-то принципиально новую траекторию роста. Но все же этот положительный эффект реализуется вне зависимости от внешней ситуации. И можно даже сказать: именно когда риски внешней рецессии усиливаются, актуальность внутренних экономических стимулов возрастает", — считает она.

Возможность усилить противостояние внешним негативным факторам за счет инвестирования средств ФНБ признает и Покатович. "Сейчас мы видим, что инвестиционная активность испытывает давление не только со стороны внутренних факторов, но и за счет внешних аспектов, сформированных в условиях замедления мирового роста. Основные надежды на восстановление и повышение инвестиционной активности, на наш взгляд, будут зависеть от итоговой эффективности курса государственной политики, основанной на идее нацпроектов", — указывает он.

При каких условиях власти не будут тратить резервы

По мнению Донец, вложение резервов в зарубежные активы позволит и сохранять средства, и наращивать подушку безопасности.

"Это хороший и надежный подход хранения государственных сбережений. Но сейчас речь идет как раз о том, чтобы сберегать немного менее интенсивно, потому что некоторый буфер уже накоплен", — отмечает она.

При этом объем ФНБ пока не такой большой по сравнению, например, с суверенным фондом Норвегии, который перевалил за 200% ВВП, или Национальным фондом Казахстана (37% ВВП), указывает Донец. Поэтому ФНБ должен продолжать увеличиваться, что и предполагается при инвестировании из ликвидной части лишь 400 млрд рублей в год.

"Уже по итогам 2019 фискального года в ФНБ поступят дополнительные 2% к ВВП сверх 7% порога. 2019 год практически закончился, так что это фактически гарантированные поступления, — уточняет Донец. — При сохранении нефти на уровне $60 за баррель ФНБ ежегодно будет пополняться еще на 2% ВВП, что намного больше анонсированных планов (0,4% ВВП — прим. ред.)".

Отказаться от предполагаемых инвестиций, по мнению эксперта, правительство может, если поступления в ФНБ иссякнут и возникнет риск снижения ликвидной части фонда, что возможно при более низкой цене на нефть, чем заложено в бюджетном правиле (в 2019 году это $41,6 за баррель).

"Но даже при нефти $40 за баррель ситуация не будет драматической, запас для реализации проектов на несколько лет сохранится. При нефти $25-30 за баррель, если это будет не краткосрочный шок, а устойчивое снижение, приоритеты, конечно, уже могут поменяться", — рассуждает Донец.

Инвестиционная программа ФНБ будет существовать, пока цены на нефть находятся выше $40 за баррель, соглашается Кочетков из "Открытия Брокер".

"Пока нефть будет дороже $40 за баррель, а ФНБ будет пополняться, такая программа будет существовать за счет доходов от сырьевого экспорта. Меж тем возврат инвестиций в новые производства может постепенно сформировать дополнительный доход, который не будет зависеть от продажи нефти, и тогда вложение средств ФНБ будет происходить при любой ситуации на сырьевом рынке", — говорит он.

При этом Покатович из "БКС Премьер" считает, что риски отказа от инвестиций средств ФНБ могут возникнуть уже при нефти на уровне $50 за баррель. "По нашим оценкам, полный отказ от использования средств ФНБ в инвестиционных целях может быть реализован при движении нефтяных цен к отметкам $50 [за баррель] и ниже, а также закреплении ценовой конъюнктуры на этих уровнях. В данный момент мы оцениваем риски значительного снижения нефтяных цен в перспективе 2020 года как весьма сдержанные", — отмечает он.


Анна Дементьева при поддержке Редакции портала "Будущее России. Национальные проекты"







Распечатать