Инвестаналитик и бывший сотрудник Google создали сервис для расчёта инфляции по фото товаров с ценниками


Стартап Premise собирает данные о развивающися странах с помощью тысяч добровольцев, которые получают вознаграждение за снимки, а информацию используют хедж-фонды и инвестиционные компании для оценки рисков.



Как это работает

Главный продукт Premise — мобильное приложение для iOS и Android. Его может скачать пользователь из развивающихся стран и присоединиться к программе сбора данных.

Ежедневно стрингеры получают «списки покупок», которые, как правило, состоят из скоропортящихся продуктов. Пользователи должны сфотографировать товары с ценниками в магазинах и на рынках.

Также у Premise есть задания, в которых нужно заполнять опросники. Например, оценить уровень безопасности вождения в том или ином городе.

За каждое поручение стрингеры получают баллы, которые конвертируются в реальные деньги. На одном изображении или заполненной карточке можно заработать от 10 до 40 центов в зависимости от сложности задания.




Список задач в Android-приложении Premise

Основной продукт Premise — аналитическая платформа, которая обрабатывает данные и передаёт информацию своим клиентам. В их числе производители товаров, инвестиционные компании, хедж-фонды и фонды прямых инвестиций.

Сервис позволяет компаниям отслеживать экономические условия в разных городах развивающихся стран в режиме реального времени. Основатели стартапа называют свой продукт «экономическим мониторингом следующего поколения».

Premise может сравнивать цены товаров в одном городе с аналогичной продукцией в соседних населённых пунктах. Собранные сведения помогают компании найти причины: почему растут цены в конкретном городе и как они изменятся в ближайшем будущем.




Анализ собранных Premise данных

Анализ полученных данных включает в себя темпы инфляции и изменения цен. Кроме того, компания может прогнозировать нехватку тех или иных продуктов и появление контрафактного товара.

Главная задача Premise — помочь частным компаниям и государственным организациям измерять риски, динамику покупательских возможностей, спроса и ценообразования, говорится на сайте стартапа.

Правдивые данные для бизнеса

Основатели компании — предприниматели из Кремниевой долины Дэвид Солофф и Джозеф Райзенгер.

У Солоффа есть 20-летний опыт в области финансов. Он работал инвестиционным аналитиком. Также предприниматель основал стартап Metamarkets — аналитическую платформу для покупателей и продавцов программатик-рекламы. Солофф проработал в этой компании до 2012 года. В 2017 году Snap (владеет мессенджером Snapchat) приобрёл Metamarkets.



Дэвид Солофф

Райзенгер создал приложение Facet — сервис, который позволяет снимать короткие travel-видео и создавать коллекции с роликами из поездок. Также он работал вместе с Солоффом над Metamarkets и шесть лет провёл в Google в качестве исследователя. По словам предпринимателя, его специализация — машинное обучение.



В начале 2010-х годов Солофф стал задумываться о том, что официальные отчёты с экономическими данными обновляются медленно и едва ли отражают реальные показатели инфляции того или иного рынка.

«Отстающие» сведения бесполезны для компаний, потенциальных инвесторов и организаций, которым необходимо принимать оперативные решения в стремительно меняющихся экономических условиях.

По словам Столоффа, отчёты об экономике и развитии государств составляются специалистами из Лондона или Франкфурта-на-Майне, которые отбирают лишь небольшое количество фактов полугодовой давности.

Но стоимость продуктов и другие экономические показатели меняются быстрее, чем составляется доклад на основе информации, собранной правительством, новостными агентствами или статистическими организациями, считает Солофф.

Аналитик решил попробовать избавить рынок от разрыва между набором микроэкономических данных и реальностью, который со временем будет только увеличиваться. Цель Солоффа — предоставить бизнесу гарантировано реальные индексы продовольственной инфляции и ценообразования.

С Bloomberg на старте

В мае 2012 года Солофф и Райзенгер решили создать новый инструмент для сбора экономических данных и зарегистрировали в Сан-Франциско компанию Premise Data.

Основатели стартапа выбрали краудсорсинг в качестве основного метода получения сведений. Базовыми технологиями должны были стать большие данные и машинное обучение.

Согласно данным Crunchbase, уже в июле 2012 года стартап привлёк первые инвестиции от частного инвестора Виктории Грейс (управляющий партнёр Colle Capital Partners) и фондов Anthemis Group, SK Ventures, Harrison Metal и Bowery Capital. При этом сам Солофф — венчурный партнёр последнего из них. Условия и объём сделки не раскрывались


В июне 2013 года Premise получил повторные инвестиции от фондов GV (бывший Google Ventures), Anthemis Group и Bowery Capital. Сумма инвестиций снова не раскрывалась, следует из Crunchbase. Кроме того, по информации СМИ, ещё одним инвестором Premise до его запуска стал фонд Andreessen Horowitz.

Среди консультантов стартапа — главный экономист Google Хэл Вэриан, бывший председатель экономического совета при президенте Бараке Обаме Алан Крюгер и бывший руководитель исследований инвестиционной компании Bridgewater Мэтью Гранад.

За полтора года разработки и подготовки Premise к запуску Солофф и Райзенгер наняли новых сотрудников (на старте их было 17), нашли стрингеров и договорились с потенциальными клиентами о поставке им сведений.

По данным Bloomberg, изначально Premise должен был собирать сведения только в группе БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР), но Солофф также увидел потенциал своего бизнеса в слаборазвитых странах Африки.

Мы хотели сосредоточиться на экономиках, которые были наиболее динамичны, удивительны, интересны и при этом наиболее трудны для понимания извне.

В середине октября 2013 года Premise официально запустился, а первым клиентом стартапа стало агентство Bloomberg. Оно транслировало на свои терминалы данные от Premise из пяти стран в Южной Америке, Азии и Африке. Клиенты Bloomberg получали информацию о волатильности цен на злаковые и молочные продукты, напитки, сладости, масло и яйца.

Услугами Premise на старте пользовались ещё пять предприятий в сфере финансовых услуг. Среди них — производитель потребительских товаров, инвестиционный банк, два хедж-фонда и фонд прямых инвестиций. Солофф не стал раскрывать имена клиентов.

Стоимость услуг Premise — $1500 за каждую страну, по которой собраны данные. Но образовательные организации и НКО могут получить их бесплатно.




График роста стоимости лука в Индии

Ответственный сбор данных

В начале своей работы стартап агрегировал информацию от стрингеров в 25 городах Азии и Южной Америки, а также в четырёх городах Северной Америки.

По словам Солоффа, каждый удалённый сотрудник зарабатывал $10–25 за семь–восемь часов работы в неделю. Всего 700 стрингеров работали на Premise в самом начале. Как правило, это были студенты.

С самого начала Premise ввёл систему обучения для сборщиков информации и проверку предоставляемых ими фото. Для каждого стрингера предусмотрен тестовый период.

Система сбора информации максимально автоматизирована — Premise точно определяет местоположение сборщиков информации, распознаёт образы на присланных фотографиях и извлекает необходимые данные. Среди них: цена, тип, цвет и размер продуктов.

Помимо работы в офлайне, Premise анализирует и онлайн-показатели. В конце 2013 года системы отслеживали более 30 тысяч сайтов в сфере ритейла по всему миру и собирали данные о миллионах продуктов: от цен и доступности до скидок и отзывов покупателей.

Uber для инфляции

В 2014 году Premise привлёк $11 млн от фондов Harrison Metal, GV, Bowery Capital, Anthemis Group, Andreessen Horowitz и Social Capital.

В совет директоров Premise вошёл бывший вице-президент Facebook и генеральный директор Social Capital Чамат Палихапития. Он отвечает в стартапе за развитие сети стрингеров.

Данные способны помочь решить растущий дисбаланс в мире. Если бы у правительств были более гибкие и быстрые способы передавать информацию финансовым рынкам, то предприниматели и инвесторы могли бы как минимум осознаннее распределять деньги и ресурсы.

Это безумно, что финансисты принимают решения ценой $3 трлн, основываясь на данных инфляции, которые неизменно оказываются неточными или неправильными.

С Premise мы можем обеспечить рынок актуальной информацией в режиме реального времени и помочь принимать более обоснованные решения.

 

Тогда же впервые появилась информация о том, что Premise обратил внимание на европейский рынок.




Карта данных Premise из материала TechCrunch

Солофф по-прежнему не стал раскрывать клиентов Premise, но подробнее объяснил способ работы со стрингерами. Помимо добровольцев в разных городах и странах работают городские и региональные менеджеры Premise.

По словам Солоффа, стартап скопировал модель роста Uber и применил её к своей области. Также основатель Premise заявил, что компания проводит различные эксперименты, чтобы дополнительно стимулировать пользователей вносить вклад в платформу. Но не стал уточнять, о чём идёт речь.

Билл Гейтс, ООН и Всемирный банк

В 2015 году Premise снова обновил состав совета директоров — в него вошёлизвестный экономист Лоуренс Саммерс. Это положительно сказалось на восприятии стартапа рынком.

Через несколько месяцев фонды Social Capital и Valor Equity Partners инвестировали в стартап $50 млн. Также партнёр Valor Equity Partners Антонио Грасиас пополнил совет директоров Premise. Инвестор вкладывал средства в Tesla и SpaceX, а сейчас входит в совет директоров обеих компаний.

К 2015 году количество количество штатных сотрудников Premise выросло до 40. По словам Солоффа, треть команды стартапа занимается разработкой платформы и аналитикой данных, ещё треть отвечает за развитие сети «корреспондентов», а оставшаяся часть — за рост бизнеса и продажи.

Число стран, по которым Premise начал собирать данные, увеличилось до 32. Новыми клиентами стартапа стали Всемирный банк, ООН, фонд Билла и Мелинды Гейтс, банк Standard Chartered и фонд Рокфеллера.

Солофф рассказал в интервью TechCrunch, что его компания ищет стрингеров через студенческие сообщества, а сейчас готовится запустить реферальную программу, которая позволит опытным пользователям получать дополнительные баллы. К 2015 году сеть «корреспондентов» Premise выросла до 25 тысяч участников.

Кроме того, Солофф раскрыл коэффициент удержания пользователей — 95%. Предприниматель объяснил отсев 5% стрингеров тем, что команда периодически выявляет мошенников, предоставляющих неточные сведения.

К середине 2015 года с момента основания Premise выплатил стрингерам около $3 млн.

В борьбе с Эболой и вирусом Зика

Солофф считал, что его компания может стать не только большой и прибыльной через несколько лет, но и полезной с точки зрения социальной помощи.

Уже в 2015 году стало понятно, что Premise способен помогать в филантропических миссиях. Стартап начал сотрудничать с инвесткомпанией Пола Аллена (умер в 2018 году) Vulcan в странах, где в 2014–2015 годах была зафиксирована вспышка лихорадки Эбола. Среди них Либерия, Сьерра-Леоне, Мали и Гвинея.

Партнёры предоставили работникам мобильные устройства с предустановленным приложением Premise, чтобы оценить нехватку продуктов и медикаментов в поражённых заболеванием районах Африки.

В 2017 году Premise совместно с Агентством по международному развитию США запустил пилотный проект в колумбийском городе Кали, который был поражён эпидемией вируса Зика.

В рамках программы стояла задача проконтролировать и оцифровать систему санитарных канализаций города, чтобы оценить плотность комаров-переносчиков заболевания.

За год Premise провёл более 615 тысяч проверок, составив динамическую карту плотности насекомых в разных районах Кали. Департамент здравоохранения города использует эти сведения, чтобы бороться с комарами. Доступ к высокодетализированным данным повысил эффективность идентификации горячих точек и позволил оперативно организовывать фумигационные обработки.

Сбором данных занимались сотрудники при департаменте общественного здравоохранения Кали. Но в дальнейшем Premise и мэрия города собираются позволить делать это добровольцам.

Алкоголь и газировка

Ещё в 2015 году Premise представил собственный аналог «индекса бигмака» — «индекс Coca-Cola». Компания сравнивает цену на бутылку газировки в разных странах мира.

В Premise считают, что цена газировки в супермаркетах отражает стоимость таких факторов, как сахар, арендная плата, производство и работа сотрудников розничной торговли.

«Если предположить, что цена на Coca-Cola в целом репрезентативна уровню цен, можно сделать вывод о вероятных колебаниях валютных курсов», — заявили в команде стартапа.

Например, в 2015 году в Китае Coca-Cola стоила в два раза дешевле, чем в США. По мнению Солоффа, это намекает на заниженную стоимость китайского юаня.




Цена Coca-Cola в разных странах

Есть и другие индексы в практике Premise. Например, компания совместно со Всемирным банком запустила панель мониторинга в режиме реального времени, чтобы выяснить эффективность в Филиппинах так называемого налога на грехи, взимаемого с табачных и алкогольных брендов.




График изменения стоимости сигарет

Premise использует свою сеть стрингеров для сбора данных о цене и количестве сигарет и спиртных напитков. Информация помогает определить минимальную стоимость и доступность товаров в разных городах Филиппин, а также соблюдение самого закона и объём теневой экономики.

Premise и Всемирный банк обнаружили, что количество алкогольных напитков и сигарет без акцизных марок значительно сократилось в 2016 году.

Новый руководитель

Серьёзных перемен в жизни Premise не было после нескольких раундов инвестиций и медийного успеха вплоть до начала 2018 года. Тогда стартап объявил, что его президентом и генеральным директором назначен Мори Блэкмэн, возглавлявший до этого ИТ-компанию Accela.

По словам Солоффа, который стал председателем правления Premise, стартап решил нанять Блэкмэна, так как он обладает опытом работы с государственными технологиями. Это может оказаться полезным для развития компании. Блэкмэн заявил, что принял предложение, так как считает Premise ценным и уникальным продуктом на рынке.

Вместе со сменой руководства в Premise заявили, что компания собирается предоставлять свои услуги правительствам. По мнению команды стартапа, власти смогут с помощью их приложения проводить опросы граждан, отслеживать общественное мнение в социальных сетях и проверять городскую инфраструктуру.

К 2018 году сеть стрингеров достигла 80 тысяч участников. Но число стран, в которых Premise собирает данные, не изменилось.

Сейчас вокруг стартапа затишье — на рынке нет ни противоречивых слухов, ни новостей о дальнейшем развитии Premise.





Распечатать