Инвестиции в Северный морской путь изменят транспортную систему России


Инвестиции в Северный морской путь (СМП) к 2024 году превысят 1 трлн рублей за счет гарантий зарубежным партнерам, госсубсидий и нацпроектов. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал советник руководителя информационно-аналитического центра Госкомиссии по вопросам развития Арктики Григорий Добромелов.

В развитие Северного морского пути вложат триллион рублей к 2024 году

"Арктика постепенно входит в ключевой фокус внимания и президента, и правительства России. Некоторое время, пока принимались управленческие решения, было потеряно, но все изменил указ главы государства. Он передает полномочия по управлению Арктикой Министерству Дальнего Востока, которое уже переименовали с "арктической" прибавкой. И разворачивается полноценная работа как по синхронизации национальных проектов с учетом их арктической специфики.

Параллельно нацпроекты будут дополняться, появятся национальные программы развития Арктики. Как вариант, нацпрограмма по развитию Дальнего Востока расширится и на арктический регион. Россия уже видит не только в этих территориях гарантии собственной безопасности и охраны приграничного периметра, но и экономическую составляющую – у СМП серьезные бизнес-перспективы", - отмечает аналитик.

Вице-премьер РФ Максим Акимов в кулуарах Международного арктического форума объявил: совокупные инвестиции в СМП могут превысить 1 трлн рублей до 2024 года. По его словам, уже к концу этого года грузопоток по этому маршруту вырастет на треть – до 30 млн тонн в сравнении с 20 млн тонн в 2018-м. "Иностранные компании проявляют большой интерес к инвестициям в российскую Арктику, Россия готова инвестиции защищать и гарантировать", - рассказал чиновник РИА "Новости".

"Резкий рост грузопотока по Севморпути неудивителен – целевой показатель, которого нужно достичь к 2024 году – 80 млн тонн, это заложено в федеральном проекте по развитию СМП. Рост в 10 млн тонн всего за год объясняется просто: сейчас основная грузовая база маршрута – сжиженный газ с проекта "Ямал-СПГ". Перерабатывающий завод постепенно выходит на проектную мощность, потому и постепенно повышается грузопоток. Он вырастет до 47 млн тонн уже в ближайшие годы.

Если говорить о вложениях в развитие Севморпути, то они обусловлены параметрами, заложенными в федеральный проект. А развитие инфраструктуры маршрута, рост грузопотока и изменение климатических условий приведут к тому, что международные грузы начнут перевозиться по Арктике. Уже сейчас это понимают страны, весьма далекие от региона – Китай, Корея и ряд других. Однако они видят весомые логистические перспективы и не намерены упускать возможности", - подчеркивает эксперт.

Вложения и проекты

СМП – главная арктическая судоходная магистраль России, кратчайший водный маршрут между Дальним Востоком и европейской частью страны. Путь связывает порты Арктики и крупные реки Северного региона. Акимов акцентировал: Россия сделает все, чтобы привлечь как можно больше международных партнеров к развитию инфраструктуры СМП. Однако речь не идет об отдельных льготах для иностранных партнеров - законодательство предусматривает равные условия для отечественных и зарубежных компаний.

Россия видит экономические и политические перспективы развития Севморпути

В Санкт-Петербурге проходит V Международный арктический форум "Арктика - территория диалога", в котором принимают участие главы Финляндии, Швеции, Норвегии и Исландии. Российский президент Владимир Путин и лидеры этих стран планируют "обсудить состояние и перспективы двусторонних отношений, актуальные международные темы с акцентом на взаимодействие в Арктике". Эксперты отмечают: без России решение острых вопросов в регионе скандинавы считают невозможным.

"Чтобы Россия смогла зарабатывать на СМП, нужно выполнить ряд условий. Обязательно выстроить систему портов и припортовых обслуживающих предприятий, а также обеспечить полноценную проводку по льдам Севморпути. Кроме того, предстоит решить вопрос безопасности мореплавания – перевозка грузов всегда страхуется, и риски должны быть минимальны.

И, конечно, это развитие широтных направлений. Просто загрузить Арктику по маршруту Восток-Запад недостаточно, необходимо связать СМП с основными магистралями внутри России – железнодорожными, автомобильными. Для этого нужно развивать широтные направления и речное судоходство, чтобы вся транспортная система РФ была взаимосвязана.

Естественно, вложения зарубежных инвесторов Россия только приветствует. В ближайшее время Министерство дальнего Востока представит комплексную программу по привлечению средств бизнеса в северные проекты – первые шаги уже презентованы. К примеру, придание статуса резидентов арктической зоны для российских компаний. Механизм вскоре распространят на шельфовые проекты, впоследствии – на международный бизнес.

При этом выработают целый комплекс подходов к гарантиям, которые устроят и бизнес, и российские власти. Ключевое условие – безусловный приоритет суверенитета РФ в Арктике и отрицание призывов США к интернационализации Севморпути. Но при этом гарантии и необходимые механизмы защиты иностранных вложений Россия обеспечит", - заключает Григорий Добромелов.



Распечатать