Вера Подгузова о программе "Сделано в России"


Экспорт имиджа страны через качественные товары


Вера Подгузова о программе "Сделано в России"

«Не может быть», – первая мысль, которая мелькнула в голове, когда я пыталась соотнести очень красивую стройную девушку с ее должностью – управляющий директор по внешним связям и коммуникациям Российского экспортного центра. А потом Вера Подгузова начала выступать, и я поняла, что все-таки «может быть». Она блестяще говорила – содержательно, с глубоким знанием предмета.

Предоставляя ей слово на экспертной сессии «БРИКС: экономическая повестка для инклюзивного роста в эпоху цифровизации», модератор сказала, что благодаря усилиям Веры Александровны уже появилось понятие «женский экспорт».

Разумеется, мы поинтересовались, так ли это?

TT.jpg Вера Подгузова
управляющий директор по внешним связям и коммуникациям Российского экспортного центра

– Как такового разделения, конечно, нет. Но «женский экспорт» все же отличается от мужского в силу, наверное, особенностей характера женского бизнеса. Конечно, в первую очередь это малое и среднее предпринимательство, как правило, производство товаров и услуг для конкретного человека. Но при этом есть женщины – представительницы очень крупного бизнеса. Порой диву даешься. У нас, например, есть компания-экспортер, которая делает противопожарные системы. Такой семейный бизнес – мама и дочь. Начали они его в самые тяжелые времена – начало 90-х, развили до нереальных масштабов, экспортируют буквально в каждую третью страну мира, что кажется невероятным. Они, кстати, были представлены на выставке «Сделано в России: экспорт руками женщин» в рамках второго Евразийского женского форума в Санкт-Петербурге. Но есть разные представительницы «женского экспорта».

Среди экспонатов на той же выставке были одежда и аксессуары ручной работы, кондитерские изделия из шоколадного ателье, оборудование для нанесения порошковых покрытий, напитки и мед с экстрактом янтаря, гидрофобные нанопокрытия для одежды и обуви.

Кто-то мебель делает дизайнерскую, кто-то детскую обувь ортопедическую, кто-то ювелирные украшения, кто-то медицинское оборудование. Абсолютно разные направления, но, конечно, упор на социальной сфере. Это присуще женщинам, хотя есть и уникальные истории, которые поражают. Фору дадут всем мужчинам.

029A8951.jpg

– Наша страна ассоциируется преимущественно с экспортом нефти и газа, но, как стало ясно из Вашего ответа, ситуация начинает меняться?

– Несырьевой неэнергетический экспорт надо развивать, конечно. В экспорте огромные перспективы для бизнеса, в особенности для МСП.

Во-первых, рынки абсолютно разные, и при желании можно довольно легко найти свою нишу, своего покупателя. Во-вторых, качество и уникальность товаров иногда прямо «подталкивают» к их экспорту. Кто это понимает, не боится, тот выходит на внешние рынки и получает большое развитие своего бизнеса. Это новые объемы, новые линии производства и, конечно, финансы. И для государства это налоги, новые рабочие места, развитие технологий и территорий. В общем, плюсы для всех.

– Каким проектом Вы сейчас занимаетесь наиболее активно?

– Программой «Made in Russia». Мы ее начинали в 2016 г. в 2017 г. зарегистрировали систему добровольной сертификации.

«Сделано в России» – это знак качества, который вызывает больше доверия у зарубежных партнеров. Продукция и производители, успешно прошедшие процедуру добровольной сертификации, представлены в интерактивном каталоге madeinrussia.com.

Это удобная витрина российских экспортных товаров, на которой импортеры могут найти подробную информацию на 8 языках (русский, английский, немецкий, испанский, китайский, арабский, хинди, персидский). Россия производит самые разнообразные товары высокого качества. Среди наших клиентов — компании из сектора машиностроения, производители мороженого, детской одежды, высокотехнологического оборудования и программного обеспечения. Мы готовы поддерживать продвижение российских товаров и услуг за рубеж и предлагаем экспортерам более 100 финансовых и нефинансовых инструментов поддержки.

0F6A1907.jpg

Перед нами стоят две задачи: поиск покупателей за рубежом и развитие зонтичного бренда «Сделано в России», с помощью которого мы хотим рассказать всему миру о том, какое количество отраслей производства у нас есть, какие производители.

Это очень важно: через качественные товары создается образ государства. Италия, Германия, США и любая другая активно экспортирующая страна свой имидж в первую очередь формирует за счет товаров.

– То есть мы перестаем ассоциироваться с балалайкой, водкой и медведями?

– Не могу сказать, что на данном этапе наша деятельность оставила глубокий след за рубежом, слишком мало времени пока прошло. Российский экспортный центр создан в 2015 г., активно действовать начал с 2016 г., но если делать на упор на маркетинг и продолжать эту линию, то, безусловно, мы добьемся значительного результата. Со стороны государства нужна поддержка программ продвижения наших товаров через правильные каналы с помощью правильных партнеров и друзей, которых мы сегодня приобретаем с вами здесь, на женском форуме.

– А еще Вы можете приобрести партнеров на нашем портале. О чем Вы хотели бы им рассказать?

– Одним из наиболее простых и быстрых способов начать экспортную деятельность является торговля через электронные торговые площадки.

Это особенно актуально для компаний, планирующих продажи в Азии, поскольку местные потребители активно используют локальные поисковые системы, социальные сети и маркетинговые инструменты.

029A8904-2.jpg

Учитывая тот факт, что Китай является одним из самых перспективных направлений в e-commerce, Российский экспортный центр взаимодействует с крупнейшими игроками китайского рынка электронной торговли для продвижения отечественной продукции.

Нами подписано соглашение о сотрудничестве с Alibaba Group, благодаря которому на крупнейших электронных торговых площадках Китая Tmall.com и Tmall.hk начали функционировать российские павильоны. Также был запущен совместный проект с Alibaba Group, в рамках которого были отобраны наиболее перспективные российские товары, которые будут выкуплены китайской компанией у российских поставщиков, перевезены на склады в Китае, а затем проданы через online-инфраструктуру. Хиты продаж – это продукты питания и косметика.

В 2018 г. в рамках направления «Сделано в России» мы начали развивать суббренды, в частности был запущен зеленый бренд АПК Good Food Russia, объединивший производителей качественных и экологически чистых продуктов питания из России, потенциально наиболее интересных зарубежному потребителю.

– А как Вы помогаете отечественным бизнесменам выйти на зарубежный рынок?

– Российский экспортный центр оказывает финансовую и нефинансовую поддержку экспортерам, ведет активную работу в регионах, помогая находить клиентов, партнеров, выходить на внешний рынок, реализовывать маркетинговые стратегии, получать необходимые знания в области экспортной деятельности. Центр создает наиболее благоприятные условия, разрабатывая новые программы, инициативы и специальные системы субсидирования затрат предпринимателей-экспортеров.

Мы предлагаем для сектора МСП ряд специализированных продуктов, как, например, страхование кредита на пополнение оборотных средств экспортера.

Большими возможностями обладает наш аналитический блок. Специалисты подготовят индивидуальный отчет по торговле выбранным товаром в мире или по странам. Наши эксперты готовы сформировать для компании перечень потенциальных партнеров на целевом рынке с обоснованием их выбора, консультировать во время переговорного процесса до момента заключения экспортного контракта, обеспечить участие в международных выставках, тендерах, бизнес-миссиях. И это только малая часть всех возможных опций. Кроме того, поддержке экспортной деятельности малого и среднего бизнеса посвящена и работа нашего образовательного проекта – «Школы экспорта» РЭЦ для начинающих экспортеров. Этот прект охватывает все аспекты экспортной деятельности.

0F6A2161.jpg

С 2016 г. более 8000 человек получили сертификаты о прохождении экспортных семинаров, почти 9000 человек прослушали курсы онлайн-программы.

Необходима последовательная работа по увеличению количества новых поставщиков российской конкурентоспособной продукции, поэтому мы сосредоточили свое внимание на активном привлечении к экспортной деятельности представителей малого и среднего бизнеса: именно этот сектор экономики обладает мощным потенциалом роста несырьевого неэнергетического экспорта.

– Что Вы можете пожелать всем женщинам мира?

– Всем и каждой – в первую очередь женского счастья, реализации себя в семье. Но, безусловно, этого мало. Нужно реализовываться и как личность. Главное – найти себя, найти то дело, которое интересно. И неважно, кем вы станете – воспитателем в детском саду или генеральным директором компании противопожарных систем, инженером или сотрудником полиции.

Когда ты находишь именно свое дело, ты преуспеешь в нем: получишь максимум удовольствия и принесешь максимум пользы. Женщины на это способны, потому что мы фанаты своего дела.

Татьяна Ворожцова, информационное агентство «Евразийское женское сообщество»

P.S. В соответствии с Указом Президента РФ несырьевой неэнергетический экспорт в стране в ближайшие годы должен вырасти до 250 млрд долларов США. В январе–июне 2017 г. он составил 57,2 млрд долларов США. Видя, кто и как этим занимается, мы не сомневаемся в том, что всё получится. Мы верим в Веру.



Распечатать