Поколение Z: кто с нами рядом

Что волнует современного подростка и как взрослые могут облегчить ему жизнь  

Цифровизация, волонтёрство, мультикультурность, полилингвальность… Эти и многие другие тренды современного образования обсуждали на международном форуме EDU Russia, который проходил на площадке выставочного центра «Казань Экспо» с 28 февраля по 1 марта.  

 ПОЛНОСТЬЮ ЗДОРОВЫХ ДЕТЕЙ НЕМНОГО

Но пока одни специалисты рассказывали о том, как лучше организовать обучение детсадовца, школьника и студента, другие рассуждали о проблемах, с которыми может столкнуться человек, грызущий гранит науки. «Здоровых, с точки зрения психической составляющей, школьников в наших классах немного», – заявила кандидат медицинских наук, доцент кафедры психотерапии и наркологии КГМА Марина Белоусова. Она пояснила, что среди наиболее часто встречающихся у детей нарушений – неврозы, тревожное расстройство, синдром дефицита внимания и гиперактивности. «Для того чтобы диагностировать у ребёнка психическое расстройство, надо, чтобы родители привели его к специалисту. Но так происходит не всегда, многие даже не подозревают, что у их детей проблемы со здоровьем», – отметила исследователь в разговоре с журналистом «РТ».   Рассказывая об особенностях работы с несовершеннолетними, эксперты в первую очередь апеллировали к поколению Z – людям, которые, согласно теории Уильяма Штрауса, появились на свет после 2004 года и в значительной степени отличаются от всех, кто был до них. Это первая генерация, рождённая во времена глобализации и постмодернизма. Дети Z с трудом представляют себе, что такое мир без социальных сетей, виртуальной реальности и сенсорных экранов   Обычно малыши попадают к психотерапевту, когда плохо усваивают учебный материал – грамматику, математику, иностранные языки. Что уж говорить, в XXI веке «дел невпроворот» даже у детсадовцев. Марина Белоусова объяснила: зачастую родители начинают образовывать своих детей слишком рано, хотя к получению знаний до шести-семи лет мозг ребёнка может быть не готов.

Специалист подчеркнула: гораздо важнее для дошкольника развивать моторику, речь, заниматься искусством. Действительно, современных детей воспитывают иначе, да и компьютеры, Интернет безвозвратно изменили всех нас. Нынешние школьники сталкиваются с теми проблемами, которые были чужды их отцам и дедам. Например, педагог-психолог научно-практического цент­ра психического здоровья детей и подростков имени Г.Е.Сухаревой Михаил Александров рассказал, что к нему приходят дети, которым сложно общаться, находить новых друзей.   РЕБЁНОК СОВЕТСКОГО ОБРАЗЦА НЕ ВЕРНЁТСЯ Рассказывая об особенностях работы с несовершеннолетними, эксперты в первую очередь апеллировали к поколению Z – людям, которые, согласно теории Уильяма Штрауса, появились на свет после 2004 года и в значительной степени отличаются от всех, кто был до них. Это первая генерация, рождённая во времена глобализации и постмодернизма. Дети Z с трудом представляют себе, что такое мир без социальных сетей, виртуальной реальности и сенсорных экранов. «Случившееся можно рассматривать как переход к новой реальности. К нам больше не вернётся стабильный, вменяемый, не создающий особых проблем в обучении ребёнок советского образца. Нам предстоит выйти на новый этап собственного мировоззренческого развития, изменить свои фундаментальные личностные и профессиональные ценности», – уверен кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики семьи Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Олег Эрлих. По его мнению, сегодня только учителя, которые не боятся меняться, могут рассчитывать на доверие своих подопечных.

Нынешние школьники меньше всего нуждаются в пересказе учебников – всю необходимую информацию они могут найти и в Интернете. Говорящий заученными фразами преподаватель не только вгоняет их в тоску, но и рискует потерять свой наставнический авторитет. А вот личный опыт, интерактив и элементы игры лишними не будут.   Исследование петербургских семей показало: наиболее часто взрослые и дети ссорятся из-за того, что ребёнок слишком много времени проводит в Интернете. Вторая по популярности причина конфликта – плохая успеваемость в школе, третья – нежелание школьником выполнять домашние обязанности. Родители также бывают недовольны поведением своего чада в обществе, его завышенными требованиями (например, просьбой купить новый смартфон)   Эксперты уверяют: педагог в современном образовательном процессе играет совсем не те роли, которые были присущи представителям этой профессии несколько десятилетий назад. При этом дело не только в особенных учениках. Во многих школах, например, сейчас говорят «руководитель класса» вместо «классный руководитель». «Ну что значит «руководитель класса»?

Он менеджер что ли? Я не хочу к менеджеру со своими проблемами идти», – обозначил своё видение Михаил Александров. Действительно, на учителях лежит огромное количество административных задач, но и ответственности за атмосферу в классе с них никто не снимает. А ещё, как подчеркнул Олег Эрлих, на них давят родители – вопросами, требованиями, желанием разобраться в той или иной ситуации. Напрашивается классический для таких дискуссий вывод: педагоги настолько завалены «бумажками», что им некогда думать об учениках. Тогда кто должен это делать? Родители?  
ГЛАВНОЕ – ВНИМАНИЕ К РЕБЁНКУ
По результатам исследования, проведённого Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования, около тридцати процентов взрослых из города на Неве не знают, как воспитывать своего ребёнка. Олег Эрлих убеждён: примерно такие же ответы можно было бы получить в любом другом городе страны. По его мнению, профессиональные педагоги должны помогать родителям учиться взаимодействовать с их чадами. Благо папы и мамы сегодня сами охотно идут на контакт с учителем. Исследование показало, что взрослых в детях наиболее часто беспокоят невнимательность и лень. Это как раз можно считать подтверждением мысли о том, что родители прежде всего озабочены тем, чтобы привить своим детям необходимые знания и навыки. Но гармонично развитую  (и при этом счастливую) личность из одних только полезностей не склеить.

Современное образование – это не только digital (цифровые), но и soft skills, к которым относятся умение общаться, работать в команде, управлять временем, быть лидером, самостоятельно развиваться и выстраивать стратегию карьеры.   Нынешние школьники меньше всего нуждаются в пересказе учебников – всю необходимую информацию они могут найти и в Интернете. Говорящий заученными фразами преподаватель не только вгоняет их в тоску, но и рискует потерять свой наставнический авторитет

Конечно, начинать развивать все эти качества с раннего возраста вряд ли получится, но пренебрегать эмоциональным интеллектом (способностью распознавать эмоции, понимать намерения, желания других людей и свои собственные) точно не стоит. Олег Эрлих уверен: именно в развитии этих личностных характеристик больше всего нуждается подрастающий человек в условиях цифровизации. 92 процентам детей сегодня не хватает простой доверительной беседы с близким человеком. Об этом свидетельствуют результаты исследования петербургских семей. Значит, без помощи педагогов и родителей людям из поколения Z (как бы сильно они ни отличались от своих родителей) с познанием и изучением мира не справиться.


Распечатать