Не только ЖД Таиланда: Россия включается в конкурентную борьбу за капиталы Юго-Восточной Азии


Компании из России могут заняться не только железными дорогами Таиланда, но и привлечь важные для нашей страны инвестиции из Юго-Восточной Азии. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказала профессор кафедры востоковедения , доктор исторических наук МГИМО Лариса Ефимова.

Российские компании готовы реализовать перспективные проекты в Тайланде

Российские компании готовы реализовать перспективные проекты в Тайланде
pixabay.com / PD

"У нас есть целый ряд сфер для перспективного сотрудничества с государствами Юго-Восточной Азии, частично этот потенциал реализуется уже сегодня. Железные дороги – одна из них, так как у России в этой области строительства огромный опыт. Есть и наглядные примеры – успешные проекты по прокладке новых рельсовых путей в Индонезии, так что есть с чем сравнивать. Большие перспективы в сфере мирного атома – еще недавно тот же Таиланд намеревался строить АЭС на своей территории в сотрудничестве с "Росатомом" и по его проекту.

Есть у России и технологии, которые крайне интересны азиатам – в том числе в медицине, энергетике и других сферах, они уже активно перенимают их у нас. Ну и, конечно, стоит вспомнить военные контракты – продукция оборонной промышленности РФ традиционно пользуется большим спросом у азиатов за идеальное соотношение цены и качества. Определенные наработки есть в нефтедобыче и переработке сырья", - отмечает востоковед.

Глава Минпромторга РФ Денис Мантуров в ходе заседания российско-таиландской межправительственной комиссии по двустороннему сотрудничеству подчеркнул, что предприятия РФ, работающие в сфере транспорта и инфраструктуры "готовы принять участие в строительстве новых веток железных дорог и поставках подвижного состава" в рамках программы по развитию внутренней сети железных дорог Таиланда. Кроме того, российский бизнес может поддержать различные проекты королевства в области цифровых технологий, медицины и биотехнологий.

"Не стоит думать, что России будет очень просто в завоевании рынков Юго-Восточной Азии, серьезным конкурентом в этом регионе уже показывает себя Китай. Он уже активно включился в ряд проектов железнодорожного строительства, а в рамках программы "Один пояс-один путь" намерен активно задействовать морские и сухопутные пути Таиланда. Также КНР активно привносит в соседние страны современные технологии.

Потому успешность сотрудничества в Таиланде во многом все будет зависеть от российского бизнеса – привлекательности проектов, которые они предложат. Но даже это, на мой взгляд, экономические вопросы второстепенной важности. Ведь в Таиланде, Сингапуре и других странах региона аккумулированы довольно серьезные капиталы, которые можно привлечь в качестве инвестиций. В рамках развития Дальнего Востока, Сибири и в целом российской промышленности побороться за эти деньги, по-моему, стоит", - подчеркивает специалист.

Геополитический фактор

Мантуров напомнил: в сфере энергетики между РФ и Таиландом уже достигнуты договоренности между "Роснефтью" и таиландской компанией PTT о взаимных поставках нефти в объеме до 200 млн тонн до 2037 года. По линии "Роснефти", "Газпрома" и "Новатэка" совместно с Бангкоком прорабатываются будущие проекты в сфере сжиженного природного газа. А в конце ноября стало известно, что Россия и Таиланд договорились о сотрудничестве в сфере цифровой экономики. Первым шагом станет проведение в 2019 году российско-таиландской конференции представителей всех отраслей, задействованных в данной области.

Визит президента РФ в Сингапур стал важным событием для Юго-Восточной Азии

Визит президента РФ в Сингапур стал важным событием для Юго-Восточной Азии
kremlin.ru / Администрация президента России

В августе бизнес-миссия из России побывала с визитом в Таиланде, в рамках переговоров развернулась интенсивная работа по целому ряду направлений, в том числе в высокотехнологичных отраслях. Стороны предпринимают шаги по сотрудничеству в сфере кибербезопасности, космической области и других сферах. Более 30 российских компаний начали изучать возможность своих капиталовложений и создания индустриальных и научно-технологических проектов в таиландской специальной экономической зоне "Восточный экономический коридор".

"Разворот РФ на Восток после охлаждения отношений с Европой довольно важен для нашей страны. И Россию очень ждут в Юго-Восточной Азии, но не столько с точки зрения экономики, сколько по геополитическим причинам. В регионе Китай с Японией проводят мощную экспансию, а КНР при этом нарушает Международное морское право, направляя свои суда и корабли куда угодно по принципу "мы всегда тут плавали". Пекин претендует на воды, контроль над которыми азиаты отдавать не хотят.

В этом плане визит президента РФ Владимира Путина в Сингапур в ноябре этого года стал очень важным – там был подписан официальный меморандум о стратегическом партнерстве России со странами АСЕАН (Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней-Даруссалам, Вьетнам, Лаос и Мьянма, Камбоджа). Ведь ряд стран региона в противовес КНР предложили принципиально новую концепцию безопасности Индо-Тихоокеанского региона. В ней подключаются новые конкуренты, противостоящие Китаю, а Юго-Восточная Азия теряет центральную роль в регионе.

Приход России в эту структуру добавляет вес и поддержку АСЕАН, говоря с Китаем о решении вопросов безопасности на новом уровне. И выстраиваться переговоры будут вокруг АСЕАН, а не вне этого альянса. И в данном случае экономика может идти за геополитикой, от которой в принципе зависит будущее всего мира", - заключает Лариса Ефимова.


Распечатать