Как составить план развития финансовой службы на следующий год


Если вы планируете задачи финансовой службы на предстоящий год, воспользуйтесь нашими рекомендациями. Они помогут определить, какие задачи поставить в приоритет, нужно ли перестраивать под них структуру подразделения, дополнять штат и совершенствовать систему мотивации.
Чтобы оценить ресурсы финансовой службы и составить план ее развития, действуйте так: выясните, какие компетенции понадобятся для новых задач, – стоит ли пересматривать структуру службы; оцените нагрузку и квалификацию своих сотрудников – обязательно ли расширять штат под дополнительные операции; пересмотрите текущие функции – от чего можно отказаться или автоматизировать, чтобы высвободить время для новых задач; убедитесь в эффективности системы мотивации финансистов. Как определить задачи финансовой службы на предстоящий год

Чтобы определиться с задачами финансовой службы на следующий год, ответьте на вопросы: с какими проблемами сталкивалась служба в текущем году; какие цели ставят акционеры и топ-менеджеры перед компанией и какой вклад может внести ваше подразделение. Исходя из проблем и целей определите задачи.
Подорожали кредиты? Задача – снизить зависимость от заемных средств и найти другие источники финансирования. Потеряли деньги из-за курсовых разниц? Хеджируем валютные риски.

Директора не устраивают сроки подготовки отчетов? Сокращаем период закрытия. Скачайте 3 популярных регламента, которые пригодятся в работе
Регламент 1. Положение по оплате труда и премиальным выплатам Регламент 2. Положение о бюджетировании и финансовом планировании Регламент 3. Финансовая политика компании «Альфа» специально от редакции Как оценить возможности финансовой службы для реализации поставленных задач Задачи известны, разработайте для каждой план действий. Разбейте задачи на шаги и подумайте, кому из финансистов их поручить. Например, могут быть следующие задачи:

1. Уменьшить денежный цикл. Чем он короче, тем меньше средств компания замораживает в своих активах. Поделите ее на подзадачи: определить нормативные периоды оборота ТМЦ, дебиторки и кредиторки; контролировать, соответствуют ли нормативам фактические периоды оборота; подготовить рекомендации, как можно ускорить оборачиваемость ТМЦ и дебиторки, замедлить оборачиваемость кредиторки; согласовывать порядок финансирования закупки ТМЦ; контролировать кредитные лимиты.

2. Сократить инвестиции. Если собственных денег на инвестиционные проекты не хватает, задача финансовой службы – исключить заведомо неэффективные проекты или с длинным сроком окупаемости. Эту задачу можно разбить так: рассчитать и утвердить предельный срок окупаемости инвестиций; отсечь все проекты со сроком окупаемости больше предельного; тщательно проверить оставшиеся проекты: цены, объемы, сроки и т. д.

3. Снизить отток собственного капитала. Контролировать отток собственного капитала поможет показатель «Финансовый рычаг». Чем он выше, тем больше компания зависит от кредитов. Тогда нужно: определить норматив финансового рычага и заложить его в стратегию; контролировать динамику исполнения норматива; предложить, как можно снизить зависимость от кредитов.

 4. Найти иные источники финансирования. Подзадачи для финансовой службы: мониторить источники финансирования; добиться финансирования за счет государственных программ; привлечь страховые экспортно-импортные агентства; организовать мезонинное финансирование; привлечь сторонних независимых инвесторов. Как пересмотреть финансовые процессы при планировании развития финансовой службы Задач у финансовой службы прибавилось, а расширить штат не по средствам? Перераспределите силы. Посмотрите, какие из бизнес-процессов службы упростить или ликвидировать: выделите главные участки: в текущей ситуации и с новыми задачами; оцените трудозатраты на обязательные и неприоритетные бизнес-процессы; проанализируйте неприоритетные бизнес-процессы – от чего можно отказаться, делать реже или автоматизировать.

Сравните, сколько тратите на такие действия и сколько денег потеряете без них. Если суммы равны, аннулируйте неприоритетные бизнес-процессы. Как изменить систему оплаты труда финансовой службы в рамках планирования ее развития Если планируете сократить затраты, не спешите экономить на зарплате сотрудников финансовой службы. Постарайтесь получше замотивировать самых ценных специалистов. Пусть из-за кризиса на рынке труда переизбыток резюме, но достойную замену среди них не найти. Убедитесь, что в вашей службе схема мотивации работает. Две слабые схемы, неориентированные на результат: фиксированная 13-я или 14-я зарплата; коэффициент, привязанный к обороту. Чем плох фиксированный бонус?

 Он не мотивирует на развитие, на вклад в успех компании. Сотрудники считают премию гарантированной, если работают с 9:00 до 18:00 и не опаздывают. Привязать премии финансовой службы только к показателям оборота – ошибка. Ее сотрудники не в силах сделать так, чтобы компания выполнила план по отгрузкам. Но могут помочь или помешать. Например, бухгалтер в состоянии как ускорить, так и застопорить продажи. От них зависит, как быстро клиент получит отгрузочные документы или акт сверки. Какая мотивация работает? Когда в премии комбинируешь личные показатели эффективности сотрудника и корпоративные цели. Так сотрудник приучается к мысли, что его вклад в достижение общей цели – каждодневная обязанность. Человек понимает, что ждет от него топ-менеджмент, в каком направлении двигаться. Формула. Расчет премии сотрудника от размера прибыли компании

ПС = (ПФ х Вп) х ИЭп х Дс х ИСс


В оригинале статьи см. таблицу

Распечатать