Эксперты оценили трехлетний план Минфина по развитию бюджетной, налоговой и тарифной политики


Эксперты оценили трехлетний план Минфина по развитию бюджетной, налоговой и тарифной политики

Минфин сегодня опубликовал программу развития налоговой, бюджетной и таможенной политики на 2018–2020 годы и обозначил "правила игры" для экономической сферы. По мнению экспертов, новая стратегия приведет к постепенному вымыванию "серых" схем из экономики и увеличению налоговых поступлений. 

На первый взгляд, предложения выглядят "обнадеживающими", говорит руководитель экономического анализа IPT Group Сергей Лик. Особенно эксперт отметил идею повысить НДС и сократить страховые взносы вкупе с предложением налогового вычета как льготы для бизнеса:

Очень разумным видится снижение бремени страховых взносов на предприятия с одновременным поднятием ставки НДС, не теряя при этом в бюджетных доходах. По сути, государство меняет плательщика – с бизнеса на население

Но радоваться пока рано: "Вполне возможно, что основные существенные параметры будут закладываться в методику расчета взносов – например, через увеличение предельной базы. Или же вовсе ставка может быть унифицирована". По мнению Романа Шишкина из "КСК групп", законодатель все же не пойдет на реальное увеличение ставки по НДС, а будет искать внутренние резервы по повышению собираемости иных налогов (по примеру, изменения формата администрирования недвижимости и взимания налогов с кадастровой стоимости земли).

В то же время предложенная Минфином программа значительно усиливает контроль в налоговой сфере. "Проект предполагает усиление администрирования налогов и иных бюджетных платежей вплоть до тотального контроля отдельных видов операций. Например, полный охват розничной сети контрольно-кассовой техникой, обеспечивающей онлайн-передачу данных на сервер ФНС", – считает заместитель главного бухгалтера IPT Group Евгения Дмитриева. То есть ведомство планирует создать единую информационную базу, объединяющую данные обо всех налогоплательщиках. Руководитель департамента налоговой безопасности "КСК групп" Роман Шишкин комментирует это так: "С одной стороны, налоговые органы получают единое информационное пространство по сделкам в России, где при помощи современных технологий обработки данных ФНС оперативно сможет выявлять недобросовестные компании, предъявляя претензии к выгодоприобретателям по таким сделкам, с другой стороны, повышение ставки по НДС может спровоцировать рост цен на товары, работы, услуги или же случаев взаимодействия с сомнительными компаниями, даже несмотря на тотальный контроль со стороны государства".

Дмитриева считает, что все это приведет к постепенному вымыванию "серых" схем из экономики и повышению собираемости налогов. Оспаривание налоговых доначислений перейдет из количества в качество. А налогоплательщики, которым в результате реализации предложенных Минфином мер будут доначислены налоги в связи с использованием «серых» схем, вряд ли будут что-либо оспаривать. "Для добросовестных налогоплательщиков с учетом в том числе риск-ориентированного подхода контролирующих органов, скорее всего, изменится предмет оспаривания налоговых доначислений, сместившись в область вопросов неоднозначного трактования законодательства", – резюмирует Дмитриева.

Шишкин добавляет, что не нужно воспринимать все исключительно с негативной точки зрения, ведь государство приоткрывает завесу планируемых направлений по эффективизации поступлений обязательных платежей в бюджет. Вместе с тем каждый налогоплательщик может провести диагностику и аудит своей текущей деятельности и заранее подготовиться к планируемым изменениям. 

Руководитель налоговой практики компании "Инфралекс" Иван Шиенок считает, что в документе важно отметить его направленность на решение российских экономических проблем: сложной демографической ситуации и низкого качества инвестиций. "Особо хотелось бы подчеркнуть планы по повышению уровня инвестиций путем предоставления инвестиционного налогового вычета в сумме 50% от стоимости объекта основных средств", – говорит эксперт, но он отмечает, что конкретная модель такого налогового вычета сейчас не определена и нуждается в проработке.

Однако, по мнению эксперта, некоторых проблем документ не решает, например, деофшоризации активов. "Несмотря на предпринятые государством усилия в этом направлении, в России еще только предстоит создать комфортные условия налогообложения, стимулирующие возврат капиталов. При этом необходимо отдавать себе отчет в том, что процесс деофшоризации экономики в любом случае будет длительным и стимулирующие меры в сфере налогообложения также должны действовать в течение продолжительного периода времени", – говорит он.

Шиенок отмечает также, что Россия по-прежнему остается непривлекательным местом для иностранных инвестиций, и государство не делает ничего, чтобы это исправить. По мнению эскперта, сейчас необходимо совершенствовать валютное законодательство страны.

Таким образом, эксперты неоднозначно оценили экономическую стратегию Минфина на ближайшие годы. Следующее слово за Госдумой, которая рассмотрит документ 18 июля. 


Распечатать