Тренды в подготовке годовых отчетов и рекомендации для российских компаний на 2018 год

Тренды в подготовке годовых отчетов и рекомендации для российских компаний на 2018 год

В этом году в Москве прошел XX Ежегодный конкурс годовых отчетов под патронажем Московской биржи. Конкурс лишний раз подчеркнул, что лучшие практики подготовки годовых отчетов российские компании традиционно заимствуют за рубежом. За последние два года уровень информационной прозрачности и качество раскрытия информации в годовых отчетах российских публичных компаний существенно выросли. Особенно ярко изменения в качестве раскрытия информации проявились в области корпоративного управления и устойчивого развития.

В то же время предписания и рекомендации со стороны регуляторов порой заставляют компании выполнять требования лишь формально, превращая важные и полезные документы в свод нечитабельных таблиц и форм. Такая ситуация особенно характерна для публичных компаний с государственным участием. Подобный подход отрицательно сказывается на востребованности годового отчета в качестве IR-инструмента, который используется в том числе для привлечения и удержания внимания акционеров и инвесторов публичных компаний, акции и ценные бумаги которых торгуются на фондовых площадках в России и за рубежом. Для данных групп пользователей уровень подготовки годового отчета, доступность и своевременность представляемой информации являются важными признаками заинтересованности в поддержании менеджментом компаний инвестиционной привлекательности бизнеса и его устойчивого развития. Сегодня данный аспект может напрямую влиять на стоимость акций публичной компании даже в России.

Зарубежные и некоторые российские инвестиционные компании, например, «ВТБ Капитал Управление Активами» при оценке стоимости бизнеса публичных российских компаний учитывают ESG-факторы при расчете оценки стоимости бизнеса через применение поправочных коэффициентов для ставки дисконтирования, что влияет на оценку компании, прогнозную стоимость ее акций и принятие инвестиционных решений управляющими инвестиционных фондов – институциональными инвесторами.

По итогам 2016 года, с точки зрения качества раскрытия информации и новых трендов, позитивно влияющих на восприятие бизнеса компании как инвестиционно привлекательного, в публичных годовых отчетах российских компаний, можно отметить следующее:
- повышенное внимание к аспектам устойчивого развития и корпоративной социальной ответственности – например, Лукойл, Роснефть,
- более системный подход к раскрытию информации и показателей в концепции ESG,
- подробное представление бизнес-модели с детализацией информации по бизнес-юнитам (содержательный и визуально интересный подход к описанию бизнес-модели) – например, Лукойл, Аэрофлот, Сбербанк,
- раскрытие факторов инвестиционной привлекательности в формате инвестиционного кейса – Аэрофлот,
- раскрытие информации в Отчете Директоров с использованием интервью с членами органов управления,
- высокая интерактивность в представлении информации - Русгидро, Московский Кредитный Банк, Сбербанк.

При этом можно отметить, что российские публичные компании в меньшей степени, чем зарубежные аналоги, раскрывают информацию в части стратегического анализа и определения собственного места как игрока в своем секторе с прогнозами развития на долгосрочную перспективу. Исключение составляют 2-3 компании из нефтегазового и банковского сектора, некоторые телекомы и копании из FMCG сектора.

Аспекты устойчивого развития и КСО ежегодно раскрываются в отчетах российских компаний, ценные бумаги которых торгуются на зарубежных площадках, что обусловлено изменением регулирования и повышением требований в области раскрытия информации в этой сфере в Евросоюзе.

Тем не менее российские компании идут по пути подготовки, в том числе самостоятельных отчетов в области устойчивого развития и КСО, по различным стандартам, требованиям и рекомендациям международных организаций (GRI, OЭСР, ISO), но сроки публикации этой отчетности в большинстве случаев превышают 6 месяцев, являющихся стандартными для подготовки годовых отчетов российскими публичными компаниями. Особенно это касается компаний с государственным участием, которые проводят ГОСА не раньше июня, то есть не ранее, чем через полгода после отчетного периода.

Рекомендацией здесь может стать более взвешенный подход к раскрытию информации, не только с точки зрения выполнения требований регуляторов или мажоритарных акционеров, но и учет интересов основной целевой аудитории: инвесторов и акционеров (если компания является публичной), клиентов, бизнес партнеров и персонала (если не является).

По итогам 2016 года, с точки зрения дизайна, качества разработки онлайн и pdf-версий публичных годовых отчетов российскими компаниями, можно отметить следующее:
- полностью заимствованная зарубежная практика, лучшие отчеты российских компаний не уступают зарубежным аналогам. Лидерами здесь можно назвать компании Лукойл, Аэрофлот, Evraz,
- концепция годового отчета поддерживает стратегию развития компании или хорошо интегрирована в ключевые векторы развития бизнеса – создается целостная картина для различных заинтересованных сторон,
- широкое распространение одностраничных онлайн-версий годового отчета (one page summary) с возможностью выгрузки полной информации по разделам отчета в формате pdf,
- активное использование анимации и видеоматериала – видеороликов, анимационных слайдеров, кратких обращений членов органов управления и топ-менеджмента.

В целом уровень дизайна за последние 3 года серьезно вырос – все больше компаний уделяют повышенное внимание разработке концепции и интеграции дизайна в общую корпоративную стилистику, что не случайно. Годовой отчет – не игрушка департамента маркетинга и руководства компании, а важный инструмент корпоративной культуры. Это визуализация профессиональных достижений, потенциала команды, бизнеса и платформы бренда.

Традиционно сильные решения предлагают компании нефинансового сектора. Особенно выделяется отчет компании Evraz, в котором выверена каждая деталь: от идеи, которую мы считываем на обложке, до инфографики. Также достойным примером является отчет компании «Мать и дитя». Он получился простым и ярким, именно таким, каким и должен быть отчет компании, занимающейся семейной темой. Он не перегружен информацией, смыслы перенесены в индексы, за счет чего идеи легко считываются.

Среди корпоративных отчетов финансового сектора можно выделить отчет ПАО «Сбербанк», который стал отражением перемен, происходящих в компании. Этим отчетом нам говорят: «Мы уже не банк. Мы начинаем жизнь с чистого листа, предлагаем быть мобильными и используем для этого наши собственные разработки.» Такие решения, безусловно, подходят не всем компаниям. Это лишний раз подчеркивает, как важно максимально продуманно подходить к подготовке отчета.

Если в компании есть утвержденная стратегия развития бизнеса, важно, используя отчетную информацию за прошлый год, показать инструменты достижения поставленных задач в следующем году, динамику следования стратегии и выполнения целевых показателей. Кроме того, важно, что годовой отчет является одним из инструментов корпоративного брендинга, где коммуникация должна быть направленна внутрь организации.

Именно сотрудники компании транслируют идеи организации потребителям, партнерам, власти, финансовым институтам и инвесторам. Без их активного участия в подготовке данного документа невозможно создать качественный продукт, отражающий реальные ценности бизнеса и достижения компании за отчетный период.

Распечатать